Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Военная аналитика » Армии стран мира

Народно-освободительная армия Китая (НОАК)
Народно-освободительная армия Китая (НОАК) — вооружённые силы КНР, крупнейшая по численности армия в мире (2 250 000 человек на действительной службе). Основана 1 августа 1927 года в результате Наньчанского восстания как коммунистическая «Красная армия», под руководством Мао Цзэдуна во время гражданской войны в Китае (1930-е) организовывала крупные рейды (Великий поход китайских коммунистов), после провоглашения КНР в 1949 — регулярная армия этого государства.

Законодательство предусматривает воинскую повинность для мужчин с 18 лет; добровольцы принимаются до 49 лет. В связи с большим населением страны и достаточным количеством добровольцев, призыв никогда не производился. В военное время теоретически может быть отмобилизовано до 300 млн человек.

НОАК подчиняется не прямо партии или правительству, а двум специальным Центральным военным комиссиям — государственной и партийной. Обычно эти комиссии идентичны по составу, и термин ЦВК употребляется в единственном числе. Пост председателя ЦВК является ключевым для всего государства. В последние годы он обычно принадлежит Председателю КНР, но в 1980-е годы, например, ЦВК возглавлял Дэн Сяопин, который фактически был лидером страны (формально при этом он никогда не был ни Председателем КНР, ни премьером Госсовета КНР, а пост генсека ЦК партии занимал раньше, ещё при Мао до «культурной революции»).

Военно-морские силы Китайской Народной Республики насчитывают 250,000 человек и организованы в три флота: Флот Северного Моря со штабом в Циндао, Флот Восточного Моря со штабом в Нинбо, и Флот Южного Моря со штабом в Чжаньцзян. Каждый флот включает в себя надводные корабли, подводные лодки, военно-морскую авиацию, подразделения береговой обороны и морскую пехоту.

Общая информация:
Минимальный военный возраст вербовки: 19 лет 
Доступные военные трудовые ресурсы: 5 883 828 
Полный военный персонал: 1 965 000 
на линии фронта: 290 000 
резервные силы: 1 653 000 
военизированные: 22 000 
Ежегодный военный расход: 10 500 000 000 $ 
Доступная покупательная способность: 690 100 000 000 $ 
Золотые запасы, о которых сообщают: 282 900 000 000 $ 
Полная рабочая сила: 10 780 000 

Единицы оружия
Самолёты: 916 
Броневики: 2 819 
Системы артиллерии: 2 040 
Системы защиты ракет: 1 499 
Системы поддержки пехоты: 1 400 
Военно-морские единицы: 97 
Торговая морская сила: 102 
Наличие ядерного оружия: нет 

Территории пригодные для боевых действий
Пригодные к эксплуатации аэропорты: 41 
Железные дороги: 2 502 км 
Пригодные к эксплуатации шоссе: 37 299 км 
Главные порты и гавани: 3 
Всего территория страны: 35 980 км²

другая информация:
Китайская армия в начале XXI века

Почти семьдесят четыре года назад, 1 августа 1927 года китайские революционеры, среди которых был знаменитый Чжоу Эньлай, позже ставший первым Премьером Государственного административного совета КНР, подняли в Наньчане (провинция Цзянси) восстание против "северного" правительства, существующего в то время в Китае. 

Более 20 тыс. вооруженных бойцов под руководством Коммунистической партии Китая выразили таким образом свое несогласие с существующим режимом, положив тем самым начало вооруженной борьбе китайского народа против внешних и внутренних врагов. 11 июля 1933 года Временное правительство Китайской советской республики постановило отмечать 1 августа как день образования Рабоче-крестьянской Красной Армии. Позднее этот день стал именоваться датой рождения Народно-освободительной армии Китая (НОАК).

Это один из немногих государственных праздников, который зародился задолго до образования в 1949 году Китайской Народной Республики и сегодня является одним из наиболее почитаемых и широко празднуемых в КНР и китайском народе.

О том, что такое китайская армия сегодня, из чего состоит, как характеризуется и какие перспективы дальнейшего оборонного строительства нашего великого соседнего государства читатели "Азиатской библиотеки" узнают из этой статьи, написанной по материалам Института Дальнего востока РАН, российской и иностранной печати. 

Согласно принятому в марте 1997 года Закону КНР "О государственной обороне", НОАК и войска резерва вместе с войсками народной вооруженной полиции (НВП) и народным ополчением составляют "триединую систему" вооруженных сил Китая. 

Сегодня Народно-освободительная армия Китая существенно сокращена и насчитывает около 2,8 млн. человек. В ее составе имеются все компоненты современной армии, включая военно-воздушные, военно-морские силы, и другие войска, на вооружении которых находятся не только обычные виды оружия, но и межконтинентальные ракеты и современное ядерное оружие. 

Стратегические ядерные силы включают наземный, воздушный и морской компоненты и насчитывают в общей сложности 167 носителей ядерного оружия. Их основу составляют стратегические ракетные войска, на вооружении которых состоят 75 наземных пусковых установок баллистических ракет. Стратегическая авиация насчитывает 80 самолетов "Хун-6" (созданы на основе Ту-16). Морской компонент включает атомную ракетную подводную лодку с 12 пусковыми установками ракет "Цзюйлан-1".

Сухопутные войска насчитывают 2,2 млн. военнослужащих и состоят из 89 общевойсковых дивизий полевых войск (в том числе 3 дивизии "быстрого реагирования" и 11 танковых), большая часть которых сведена в 24 общевойсковые армии.

Военно-воздушные силы насчитывают около 4 тыс. боевых самолетов, в основном устаревших типов, и предназначены главным образом для решения задач противовоздушной обороны и в меньшей степени - для оказания поддержки сухопутным войскам. В их составе преобладает истребительная авиация, на долю которой приходится около 75% самолетного парка. 


истребители J-10

В военно-морских силах - около 100 крупных боевых кораблей, и 600 боевых самолетов и вертолетов морской авиации. Для охраны побережья имеется около 900 патрульных кораблей, способных действовать только в прибрежной зоне. Авианесущими крейсерами китайские ВМС пока не располагают. Для действий под водой на вооружении имеются около 50 дизельных подводных лодок класса "Кило".




В 90-х гг. боевой состав НОАК существенных изменений не претерпел, что объясняется вниманием руководства страны прежде всего к проблемам перестройки научно-исследовательского комплекса и оборонной промышленности. В то же время количество военной техники в войсках и на флоте несколько сократилось за счет снятия с вооружения наиболее устаревших образцов.

Численность резерва НОАК оценивается западными исследователями в 1,2 млн. человек. Однако в случае возникновения угрозы для КНР, она легко может быть увеличена, поскольку из армии ежегодно увольняется более 600 тыс. военнослужащих, и численность наиболее подготовленной части резерва (лица, уволенные за последние пять лет) может составлять около 3 млн. человек.

Модернизация НОАК на нынешнем этапе ведется замедленными темпами и носит выборочный характер. Наибольшие усилия прилагаются для модернизации стратегических ядерных сил путем замены устаревших жидкостных ракет на более совершенные твердотопливные "Дунфэн-41", "Цзюйлан-2". 

В последнее время получило развитие и другое направление - создание на базе имеющихся соединений мобильных сил НОАК, предназначенных для действий в локальных конфликтах по периметру государственной границы, а также для оказания поддержки народной вооруженной полиции в обеспечении внутренней безопасности и общественного порядка. Численность этого развивающегося компонента составляет около 250 тыс. человек (9% сухопутных войск), в ближайшей перспективе предполагается включение в его состав ударной авиации и части сил флота. К 2010 г. мобильные силы могут включать до одной трети состава НОАК (около 800 тыс. человек).

Наряду с разработкой новых образцов обычных вооружений, в частности основного боевого танка типа 90-11 и многоцелевого истребителя "Цзянь-10" (Р-10), предпринимаются шаги для преодоления отставания Китая от развитых в военном отношении стран в области высокоточного оружия. Китайское военное руководство считает, что этот вид вооружений в последнее время активно доказывает свою эффективность. Широкое использование высокоточного оружия в ходе недавней натовской агрессии на Балканах, несмотря на ряд промахов (или специально спланированных акций), приведших к трагедии в посольстве КНР в Югославии, в результате которой погибло 3 китайских гражданина, свидетельствует о его высокой боевой эффективности. 

Американцы не могут смириться с тем, что в лице КНР они приобретают еще одного мощного конкурента в сфере создания высокоточного оружия. В 1997 году в докладе министра обороны США о военной стратегии Китая выражена озабоченность относительно проведения работ по созданию китайской крылатой ракеты, поступление которой на вооружение возможно в 2010 году. США гневаются также и оттого, что в обозримом будущем Китай может перестать быть одной из потенциальных американских ядерных мишеней, поскольку в 1996 году Пекин приступил к разработке собственной системы противоракетной обороны, которую также намечается завершить в проектном варианте к 2005-2010 годам.

Согласно оценкам китайских специалистов, техническая оснащенность оборонной промышленности Китая отстает от передового уровня более чем на 15 лет. Для скорейшего преодоления этого разрыва и решения проблем модернизации обороны руководство КНР пошло на возобновление военно-технического сотрудничества с Россией. Сегодня оно осуществляется на долгосрочной договорной основе в контексте развивающихся между двумя странами отношений равноправного доверительного партнерства и охватывает такие области как военная наука, высокие технологии (в том числе двойного назначения), космос, связь. Китай получил возможности закупок российской военной техники, подготовки в России военно-технических специалистов, осуществлении совместных проектов по разработке, модернизации и ремонту вооружений. Подобные шаги Китая несомненно способствует решению наиболее актуальных проблем модернизации НОАК.

В последние годы Китай закупил у России крупные партии военной техники; приобретена лицензия на производство российских истребителей Су-27 (без права экспорта в третьи страны), заключено соглашение о ремонте на российских предприятиях китайских дизельных подводных лодок.

Анализ китайских доктринальных взглядов и тенденций оборонного строительства в текущем десятилетии показывает, что Китай намерен продолжать модернизацию военно-промышленного комплекса и вооруженных сил, рассматривая эти меры в качестве гарантии внешней и внутренней безопасности и необходимого условия успешного экономического и социального развития страны.

Основные тенденции в области оборонного строительства КНР

Основные тенденции в области оборонного строительства КНР формируются под влиянием новых моментов в доктринальных взглядах, которые пришли на смену прежней концепции подготовки страны к глобальной войне. Главным из них является тезис о том, что новая мировая война в обозримом будущем вряд ли возможна, поскольку сегодня имеются возможности обеспечения мирной международной обстановки в течение относительно длительного периода. Вместе с тем, по китайским оценкам, стереотипы мышления периода холодной войны и политика с позиции силы не изжиты из практики международных отношений, о чем свидетельствует разразившаяся в апреле-июне 1999 года по вине США и НАТО гуманитарная катастрофа на Балканах. Роли стран и соотношение сил в мировой политике не имеют постоянной конфигурации и при определенных условиях могут изменяться в неблагоприятном для Китая направлении. Поэтому, на рубеже веков руководство страны считает важным превратить Китай в государство с мощными вооруженными силами, способными эффективно обеспечить защиту страны от внешней угрозы. Это в значительной мере обусловлено опытом отношений с Западом в прошлом веке, когда Китай, обладающий высокой культурой, но слабый в военном отношении, подвергшись интригам и неприкрытому грабежу со стороны западных стран, испытал национальное унижение и попал в полуколониальную зависимость от них.

В этой связи, как следует из официальных заявлений, в частности из "Белой книги" по вопросам национальной обороны, опубликованной недавно Госсоветом КНР, основным содержанием политики КНР в области военного строительства является укрепление обороны, противодействие агрессии и вооруженной подрывной деятельности, обеспечение государственного суверенитета, территориальной целостности и безопасности страны. При этом подчеркивается, что КНР не может быть источником агрессии и никогда и ни при каких обстоятельствах не применит ядерное оружие первым.

На рубеже веков преобладающей тенденцией в области военного строительства КНР становится совершенствование качественных параметров оборонного потенциала при одновременном сокращении численности НОАК. Руководством страны выдвигается требование укреплять армию за счет науки и техники, усиливать исследования оборонного значения, создать и совершенствовать механизм оборонной промышленности, соответствующий условиям рыночной экономики, постепенно обновлять вооружение и снаряжение.

Перед вооруженными силами ставится задача повышать возможности ведения боевых действий при внезапных изменениях обстановки в условиях использования современной техники, в том числе наукоемких технологий. 

Одной из важных тенденций оборонного строительства КНР является дальнейшее сокращение численности НОАК. В дополнение к сокращению на 1 млн. человек, объявленному в 1985 году, Китай в 1997 г. заявил о намерении до 2001 года осуществить новое сокращение этого компонента на 500 тыс. человек - с 3 млн. до 2,5 млн. человек. Сокращению подлежат главным образом сухопутные войска (на 19%) и, в меньшей степени, военно-воздушные и военно-морские силы (на 11,6% и 11% соответственно). Важно подчеркнуть, что этот процесс сопровождается мерами по усилению Народной вооруженной полиции, численность которой к 2000 г. намечается увеличить с 1 млн. до 2 млн. человек.

Ядерная стратегия Китая, взявшего обязательство не применять ядерное оружие первым, отражена в концепции "ограниченного ответного ядерного удара". Она предполагает строительство ядерных сил сдерживания, способных созданием угрозы нанесения неприемлемого ущерба заставить вероятного противника отказаться от применения ядерного оружия против Китая. Такой подход не делает акцента на достижение ядерного паритета с развитыми странами и потому является рациональным с точки зрения экономии материальных и финансовых ресурсов.

Формирование взглядов на строительство сил общего назначения происходит на основе анализа крупных вооруженных конфликтов, происходивших в текущем десятилетии. Эволюция взглядов в этой области привела к утверждению концепций "быстрого реагирования" и "ограниченной войны в условиях применения наукоемких технологий", предполагающих создание сравнительно компактных вооруженных сил, оснащенных современными техникой и вооружением и способных к немедленному выполнению боевых задач в локальных конфликтах. Соответственно в китайских вооруженных силах получили развитие мобильные силы НОАК и сделан особый акцент на разработку различных электронных систем военного назначения, включая системы дальнего обнаружения и оповещения, связи, управления войсками и оружием, средств радиоэлектронной борьбы.

По данным китайской статистики, расходы КНР на оборону в 2000 году составили около 10 млрд. долларов и являются одними из самых низких в мире. Их доля в валовом национальном продукте КНР не превышает 1,5% (1995 г.) и имеет тенденцию к снижению: в 1999 г. этот показатель составил 1,1%.

Однако скептики считают, что официальные данные отражают лишь расходы по линии министерства обороны и не учитывают ассигнования на военные нужды, предусмотренные в бюджетах других ведомств и учреждений. Кроме того, некоторые западные ученые полагают, что часть расходов на содержание воинских гарнизонов, местных войск и резерва финансируется из бюджетов провинций, а не из центрального бюджета. С учетом этого реальные военные расходы Китая оцениваются ими как превышающие официальные. Например, японцы утверждают, что действительные расходы на оборону в КНР в 199 году составили около 30 млрд. долларов.

Как бы там ни было, совершенно очевидно, что, с учетом объективной необходимости модернизации оборонного комплекса, основы которого формировались в 50-60 годах, огромной численности населения страны (более 1,2 млрд. чел.), необъятной площади территории и протяженности сухопутных и морских границ, военные расходы КНР не превышают уровня, соответствующего принципу оборонной достаточности. Для сравнения, в 2000 году военные расходы Японии составили около 48; Великобритании - 38; Германии - 40; Франции - 47; США - 290 млрд. долл. Вот кому нужно позаботиться о сокращении своих милитаристких аппетитов!

Строительство китайской армии в ХХI веке, скорее всего, будет находиться под воздействием ряда внешних и внутренних факторов, в целом оказывающих сдерживающее влияние на финансирование военных расходов. 

Внешние факторы характеризуются нормализацией отношений Китая с сопредельными странами и крупнейшими державами мира. Особое место среди них занимают динамично развивающиеся российско-китайские отношения равноправного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке. Серьезную значимость здесь приобретает возрастающая интеграция Китая в мировую экономику как одно из необходимых условий успешного экономического строительства в этой стране. 

Из внутренних факторов следует выделить приоритетное внимание руководства КНР к обеспечению внутриполитической стабильности в государстве и решению сложных социально-экономических проблем в условиях дефицита природных ресурсов и определенной демографической и экологической напряженности.




Значительные успехи Китая в экономической, политической, социальной и иных сферах, помимо очевидных дивидендов, принесли ему непредвиденную угрозу, а именно породили в мире, да и в нашей стране, опасения, связанные с, будто бы, отходом Китая от приверженности миру и добрососедству. Вследствие неправильного понимания или преднамеренного искажения военных намерений КНР, появился тезис о "китайской угрозе", периодически раздуваемый и в западных, и в российских СМИ.

В Китае глубоко сожалеют, что за рубежом появляются публикации, свидетельствующие о неправильном понимании китайской внешней политики и оборонного строительства. Их суть сводится к следующим обвинениям: 

1) после сокращения российских и американских войск в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР) Китай пытается занять образовавшийся вакуум силы;

2) Китай собирается стать военной и экономической сверхдержавой в регионе; 

3) своими закупками у России современных видов оружия КНР несет ответственность за гонку вооружений в регионе; 

4) Китай только и ждет, чтобы как можно быстрее накачать свои военные мышцы и ударить по соседним странам, а то и США.

Китайские специалисты опровергают эти обвинения, приводя данные о количестве вооружений (в т.ч. ядерных) России и США в регионе. По их мнению, они превышают вооружения Китая. Ученые КНР заявляют, что хотя Россия и США сократили вооружения, эти страны по-прежнему обладают самыми сильными армиями в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и поэтому здесь нет "вакуума силы", так как США и Россия его не оставили.

Опровергая другое обвинение, руководители и ученые КНР утверждают, что Китай не намерен добиваться гегемонии и политического диктата в мире, и даже став достаточно сильным государством, он не будет к этому стремиться.

Что касается следующего обвинения, то китайские специалисты считают, что военная модернизация, удовлетворяющая нуждам современной обороны является огромной проблемой для Китая, поскольку нынешнее состояние и уровень НОАК по многим показателям уступает армиям соседних держав. По их мнению, военные расходы Китая меньше расходов на оборону даже такой страны как Южная Корея и такого экономического субъекта как Тайвань.

Немалая доля истины в этих суждениях есть. Вторая половина 80-х и 90-е годы характерны тем, что внутренние угрозы гораздо чаще беспокоят Китай и иногда более опасны, чем внешние. Вот уже 20 лет Китай сосредоточился внутри себя, проводя жизненно необходимые реформы. Для китайского руководства первоочередными проблемами являются внутренние, которые мешают нормальному функционированию государства и создают серьезные угрозы для его существования. Социальные, экономические, политические, экологические проблемы несут в себе огромный потенциал создания серьезных кризисных ситуаций, что делает уязвимой безопасность и стабильность страны.

Следовательно, создавать себе дополнительные внешние проблемы -- значит отвлекаться от внутренних, а это противоречило бы логике китайских реформ.

Изложенное выше дает основание считать, что в начале ХХI века китайская армия не будет нападать ни на Россию, ни на другую страну. Весьма также сомнительно, что НОАК когда-нибудь насильно вторгнется в свою тайваньскую провинцию, несмотря на заявления руководства КНР конца прошлого столетия о том, что они не исключают насильственных действий против Тайваня в случае, если его руководство (кстати, ушедшее с политической сцены после недавних политических выборов на острове) будет своими провокациями срывать процесс объединения китайской нации. 

Китаю просто нет смысла осуществлять вооруженную агрессию против Тайваня, поскольку последний де-факто уже переходит в лоно материкового Китая. Тайваньские инвестиции на материк сейчас исчисляются десятками миллиардов долларов в год, а бизнес ведущих тайваньских корпораций в КНР расширяется с крейсерской скоростью и приобретает гигантские размеры. Разве есть смысл рубить курицу, которая сама садится в гнездо, чтобы нести золотые яйца?

Вся деятельность НОАК определяется сегодня, исходя из принципа оборонной достаточности. А тем "специалистам", которые, рисуя из Китая и его армии кровавого монстра, пытаются запугать людей и воспрепятствовать неминуемому укреплению российско-китайского сотрудничества хочется напомнить хорошую русскую поговорку: "Вор громче всех кричит: "Держи вора""!


Источник: http://topwar.ru/862-narodno-osvoboditelnaya-armiya-kitaya-noak.html
Категория: Армии стран мира | Добавил: Nick (17.10.2013)
Просмотров: 581 | Теги: Китай, Армия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: